2D/3D распознавание лиц
и трекинг тела
3D трекинг тела
(skeletal tracking)
Платформа для распознавания лиц
и активности человека
2D/3D распознавание лиц
и трекинг тела для серверных
и мобильных решений
API для распознавания лиц
и трекинга тела в 2D/3D
BAF
BAF
Распознавание лиц для контроля доступа к ПК
BFS
BFS
3DiVi Новости

Как в Челябинске создают условия для молодых талантов

В Челябинской области уже второй год готовят разработчиков с фундаментальной математической подготовкой. Объединенная команда МФТИ, ЮУрГУ и ведущих уральских IT-компаний запустила в 2022 г. экспериментальную программу «Прима». Проект преследует несколько очень важных целей:

  1. Решение проблемы дефицита специалистов, оперативного решения первостепенных задач промышленности и экономики и создания передовых технологий в области искусственного интеллекта.
  2. Создание альтернативы в пределах Челябинской области переезду в Москву и Санкт-Петербург для получения престижного образования.

Тему системного подхода к решению этой проблемы обсудили с сооснователем компании в сфере разработки технологий искусственного интеллекта 3DiVi Дмитрием Морозовым и директором института естественных и точных наук ЮУрГУ, доктором физико-математических наук, профессором Аленой Замышляевой.

Экспериментальная программа "Прима" действует на базе ЮУрГУ уже два года. Какие результаты можно отметить за этот период, какой опыт получили?

А. Замышляева: два года назад возникла идея разработать программу, которую мы назвали «Прима». Тогда мы подали заявку на создание в Челябинской области передовой инженерной школы в области искусственного интеллекта. "Тридиви" уже на тот момент сотрудничала с МФТИ в том числе и по сетевой программе "Прикладной математики и информатики", и наш университет подключился к ней.

Д. Морозов: мы готовим наших студентов по направлениям создания систем технического зрения и школы компьютерного зрения. Они включены в учебный и позволяют бесплатно приобрести навыки работы с нейросетями.

А. Замышляева: конечно, для разработки в области искусственного интеллекта, нейросетевых алгоритмов, машинного обучения требуются навыки программирования и глубокие математические знания. Поэтому суть нашей программы совпадает с интересами бизнеса – позволить сильнейшим выпускникам школ реализовать себя в регионе и получить достойное образование. Наша программа разработана совместно с сообществом IT-компаний Урала. Каждая компания взяла для себя те сферы, которые им ближе: веб-разработка, управление IT-проектами и т.д.
Каким образом ведется обучение?

А. Замышляева: обучение ведется по двум программам, одна из которых реализуется в сетевом формате с МФТИ, другая - полностью в ЮУрГУ. На сетевую, совместную с МФТИ был дополнительный набор. Абитуриенты писали тесты по математике и программированию, затем их результаты проверили в системе МФТИ и из рейтинга отобрали порядка 20 человек. Наряду с дисциплинами ЮУрГУ они изучают программу МФТИ. При этом они одновременно являются студентами обоих вузов и могут использовать их ресурсы в полном объеме. Два дня в неделю со студентами занимаются преподаватели МФТИ и в течение трех дней — преподаватели ЮУрГУ, а также ведущие специалисты привлеченных IT-компаний. Сотрудники МФТИ ведут лекционные и практические занятия, принимают зачеты и экзамены. На втором году обучения ребята уже занимаются проектами по своим дисциплинам и выходят на практику. В начале июня планируется создание экспертной комиссии из представителей компаний, чтобы они дали оценку работе студентов. Отмечу, что нам удалось отобрать на эту программу лучших. На второй год проекта выпускники школ уже шли к нам целенаправленно.

Соответствует ли уровень обучения по вашей программе "Прикладная математика и информатика" уровню МФТИ?

А. Замышляева: за два года программы четверо выпускников 31-го лицея Челябинска, поступивших в Москву, вернулись в родной город и успешно обучаются по нашей программе. Я считаю, что это свидетельство эффективности нашей инициативы.

Что регион может предложить талантливой молодежи?

Д. Морозов: наша компания работает с крупнейшими федеральным заказчиками, госструктурами и зарубежными компаниями. Ежегодно у нас появляется порядка 50 новых вакансий, потребность в кадрах растет. Сотрудники получают белую зарплату, кроме того у них есть возможность оформления льготной IT-ипотеки под 4%. Сейчас мы наблюдаем, как к нам возвращаются специалисты, ранее уехавшие в Турцию и Казахстан.

А. Замышляева: недавно мы были со студентами на экскурсии в "Папилоне", где они увидели, что тамсозданы все условия для генерации идей: и медицинское обслуживание, и фитнес-услуги, и горнолыжный комплекс. В распоряжении коллектива комнаты отдыха, сауна, бассейн и т.д.
Сейчас система образования перестраивается на систему непрерывной цепочки подготовки будущих кадров, начиная с детского сада. Как в этой системе адаптируются дети с более высокими способностями?

А. Замышляева: начиная с 2023 года, мы активно сотрудничаем с учащимися школ региона в рамках программы губернаторских инженерных классов. Был сделан отбор среди десятиклассников, с которыми мы начали работать. Всего за неделю они смогли создать прототип системы распознавания. Дети изучали программирование, необходимое для реализации этих систем. Уже в следующем году мы планируем подключить к этой программе восьмиклассников.

Д. Морозов: наши ребята выиграли турнир по робототехнике у сильнейших соперников из Москвы и Владивостока. К работе мы подключили тренера сборной РФ Ларису Солоевьеву, которая подготовила несколько победителей всемирных олимпиад. Сейчас я помогаю ей работать с детьми от шести лет. Соглашусь, что многие выпускники уезжают из региона, но вот такие взаимодействия позволяют нам настроить цепочку подготовки кадров. Есть успешные примеры того, как можно добиться международного признания, никуда не выезжая из региона.

Сейчас многие молодые ученые и студенты занимаются перспективными разработками. Скоро в Челябинске заработает межвузовский кампус. Какие задачи экономики и промышленности это решает? Как вообще строятся взаимодействия в науке и бизнесе?

Д. Морозов: мы за системный подход. Сколковские инициативы работают ровно до того момента, пока какой-то проект не выстрелит. Какой-то якорный проект реально превращается в успешный бизнес, о котором говорят в России и за рубежом. У нас такой есть, это будущий дата-центр для обучения нейросетей, созданием которого мы сейчас занимаемся. С нашей материнской компанией «Папилон» мы готовы инвестировать в него 200 млн руб. Это то, что касается «железа» для обучения ИИ. Для того чтобы наполнить нейросеть содержанием, как раз и возникает необходимость в молодых инициативных сотрудниках, которые будут этот дата-центр использовать для разработки технологий ИИ нового поколения.
Новости Статьи